Дубикова Оксана Сергеевна

Воспитатель.

  

Ерёменко Полина Евгеньевна

Помощник воспитателя.

 

Мышление ребенка на кончиках пальцев.

Дубикова Оксана Сергеевна

 

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.

На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.

Наверняка Вы уже слышали, что мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышления тесно связано с развитием мелкой моторики.

Руки ребенка — это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами — что ощущает, то и представляет. Руками можно сделать очень многое — играть, рисовать, обследовать, лепить, строить, обнимать и т. д. И чем лучше развита моторика, тем быстрее ребенок 2,5-4 лет адаптируется к окружающему его миру!

Мелкая моторика — комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций.

С точки зрения анатомии, 1/3 двигательной проекции на коре головного мозга составляет именно проекция кисти, расположенная рядом с речевой зоной. Поэтому так важно развитие мелкой моторики у детей 2-3-4-5 лет: от неё будет зависеть сформированность речевых навыков, успехи в школьном обучении, благополучная социализация ребёнка. В чём её возрастные особенности и как добиться её максимального прогресса у деток дошкольного возраста?

Чтобы развитие мелкой моторики у детей 2-4 лет было в рамках нормы, его можно ускорять. Есть разные методики.

Игры с мелкими предметами

Ребёнку с 2,5 лет просто необходимо предлагать все те игры, где нужно собирать мелкие части в единое целое:

  • мозаика;
  • пазлы;
  • конструктор.

Такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики, но и формируют творческое воображение, ориентировку в пространстве.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики для детей 2,5-4 лет могут опираться на:

  • цветные палочки;
  • скороговорки;
  • стихи;
  • пальчиковый алфавит;
  • пальчиковый театр.

В первое время для трёхлетних малышей будет нормой повторение движений вслед за взрослым. Но с 5 лет, слыша стихотворение, в котором заложено задание на выполнение простейших движений пальчиками, он должен делать их уже самостоятельно.

Массаж кистей и пальцев

Такой способ развития у рук мелкой моторики предполагает несколько методик:

  • профессиональный массаж у специалиста;
  • самостоятельная разминка пальчиков и кистей родителями («как умеют», что называется);
  • предлагайте ребёнку запускать мелкий волчок, чтобы он крутился как можно дольше;
  • пусть он запускает руки в крупы (рис, пшено, гречку) и песок, трогая там пальчиками по отдельности каждую крупинку.

Игры с элементами массажа очень хорошо способствуют развитию в пальчиках и кистях мелкой моторики.

Лепка

Здесь трудно формулировать какие-то конкретные задания. Просто давайте дошкольнику пластилин в руки: пусть его пальчики творят из него то, что придумает его неуёмное воображение. Главное — чтобы лепка присутствовала в ежедневных занятиях малыша с 3 до 5 лет.

Рисование

Несмотря на то, что рисование точно так же, как и лепка, требует полёта фантазии, она нацелена на более конкретное развитие мелкой моторики. Поэтому здесь есть выполнение определённых заданий:

  • рисование по трафаретам;
  • штриховка;
  • рисование по фигурным линейкам;
  • работа с занимательными прописями специально для дошкольников.

 

Работу по развитию мелкой моторики рекомендуется проводить регулярно по 5 минут несколько (5-6) раз в день. Результатов можно добиться, используя разные виды деятельности: игру, лепку, рисование, аппликации, конструирование. Регулярные занятия способствуют попутно формированию восприятия, речи, чувства цвета. Только в совокупности всех этих усилий, которые потребуются и от родителей, и от самих дошкольников, развитие мелкой моторики детей 2-4 лет может быть успешным.

 

 

 

Как готовить

ребёнка

к детскому саду

 

1.     заблаговременно формируйте у ребенка положительную установку к детскому саду. Рассказывайте веселые истории из жизни знакомых вам детей, посещающих детский сад, делитесь своим личным опытом.
2.    ориентируйте ребенка на воспитателя. Он должен твердо знать: что бы ни случилось, он всегда может обратиться к нему за помощью. Имя – отчество будущей воспитательницы должно постоянно фигурировать в ваших разговорах, ее образ должен войти в сознание ребенка.
3.    не стоит срочно перед поступлением в сад, обучать ребенка каким либо приемам самообслуживания. Что есть, то есть. Умение одеваться ходить в туалет – не самое главное, эти навыки сформируются очень быстро, да и для воспитателя ваш ребенок не первый кто не умеет сам надевать ботинки. А вот переживаний малышу вы прибавите. Учите ребенка решать проблемы по мере их поступления, а не заранее о них волноваться.
4.    обязательно расскажите воспитателю об особенностях ребенка, его пристрастиях и привычках. Не бойтесь быть назойливым. Скажите, если ребенок может намочить постель во время тихого часа, не скрывайте этого, мол, сама разберется. То же самое с едой. Если ребенок действительно не переносит какую-то пищу, она вызывает у него рвоту, лучше предупредить об этом.
5.    следите за своими эмоциями. Часто мамы, готовят первый раз ребенка в сад, ведут себя, как будто провожают ребенка на фронт. Если вы будете уверенны в своих действиях, то и ребенок будет спокоен.

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду
Адаптация детей к детскому саду.pdf
Adobe Acrobat документ 1.1 MB