Макарова Лилия Валерьевна 

 

Возрастные особенности музыкального развития детей раннего возраста

Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направлять ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней, - задача педагогов ДОУ. В противном случае иногда может наблюдаться отставание в развитии ребенка. Например, если не учить детей различать  музыкальные звуки по высоте, то ребенок к семи годам не в состоянии будет справляться с заданием, которое легко выполняет более младший дошкольник.

Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:

-слуховое ощущение, музыкальный слух;

-качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;

-простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.

Ребенок раннего возраста, имея небольшой опыт, заинтересованно относится к музыке, эмоционально на нее откликается, активно действует. Музыкальное развитие в этот период тесно связано с общим. Малыш обогащается различными впечатлениями, начинает все больше их осознавать, понимает речь взрослого и овладевает собственной речью. Он уже осваивает координацию движений в целом, необходимую для формирования ритмичности.

В этом возрасте дети уже понимают, что звучание связано с музыкальными инструментами, и оживляется при виде металлофона, дудочки. Слушая короткие музыкальные произведения, дети по разному реагируют на них. Используя песни, мелодии разного характера, можно вызвать у них соответствующие эмоциональные состояния.

 

Слуховые ощущения детей этого возраста более дифференцированы: ребенок различает высокий и низкий звук, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притоптывает, кружится под звуки музыки.

Памятка для родителей

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

2. Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется таким далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. для этого потребуется время и терпение.

3. отсутствие какой либо из способностей может тормозить развитие остальных. значит, задачей взрослого является устранение нежелательного тормоза.

 

4. Не "приклеивайте" вашему ребенку "ярлык" - немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Кукольный театр-малышам

Кукольный театр-искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ-кукла, петрушка, и живописно-декоративное оформление, и музыка-песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в умственном, нравственном, идейно-эстетическом воспитании дошкольников.

Дети очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен. Малыши видят на ширме знакомые и любимые куклы: мишку, зайку, кошку, собачку, которые ожили, задвигались и заговорили, стали еще привлекательнее и интереснее. Однако не надо рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношения к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости трудолюбия. Условность кукольного театра близка к дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают от опасности и оказывают помощь героям спектакля. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир.

Кукольный театр доставляет дошкольникам большую радость. Из всех видов кукольного театра в детских садах наибольшей популярностью пользуются: театр картинок, театр игрушек, театр петрушек. Театр картинок начинается с фланелеграфа. Он наиболее прост в изготовлении и показе. Картинки на фланели и декорации-плоские, их показывают на специальной доске, расположенной на столе. Картинки на картоне тоже плоские. На сцене-столе расставляют картонные декорации и с помощью подставок передвигают картонный раскрашенные рисунки.

В театре игрушек и петрушек-все объемное. В театре игрушек используются обычные детские куклы и игрушки. Оформляется спектакль так же игрушками. Поэтому при подготовке спектакля почти не требуется никаких поделок, что облегчает подготовительную работу. Театр петрушек назван по имени старинного народного кукольного героя-Петрушки. Кукловод надевает на руку куклу-петрушку, управляет куклой, говорит за нее, стоя за ширмой.

Такие показы глубже развивают у детей художественные способности, учат их понимать и переживать содержание литературных произведений. После освоения репертуара помещенного в книге воспитатель может приступать и к самостоятельной работе над инсценировками. Материал для такой работы можно взять из хрестоматий для детей дошкольного возраста, книг для дошкольников, а так же использовать записи сказок и пьес на диске. Эффективность воздействия спектаклей кукольного театра на маленьких зрителей зависит от того, на сколько высокими будут требования к выбору пьесы, художественному оформлению, подготовке и проведению кукольного спектакля.

 

Надо стараться проводить эту работу качественно, на высоком педагогическом и исполнительном уровне и никогда не забывать, что кукольный театр-это первое приобщение дошкольников к театру, искусству. 

Комментарии: 0